Дворы многоквартирных домов Калининграда забиты частными автомобилями. Особенно много машин возле высоток на 150 квартир, парковочных мест у которых в разы меньше. Помимо войн за территорию с участием местных автомобилистов, нагромождения личного транспорта препятствуют проезду машин скорой помощи и пожарных. В региональном МЧС такую проблему признают и называют актуальной. «В случае пожара в высотном здании эффективность действий по его ликвидации и спасению жильцов напрямую зависят от оперативности», — говорит пресс-секретарь регионального управления МЧС Лина Кравчук:
«Во-первых, автомобиль, припаркованный хозяином не на стоянке, может перекрыть крышку люка, под который размещен пожарный кран или гидрант. В этом случае подразделение пожарной охраны не сможет оперативно подключить автоцистерну к водоисточнику. Драгоценное время будет тратиться на то, чтобы найти хозяина машины или вызвать эвакуатор. А в это время огонь будет набирать силу, распространяясь дальше. При этом могут пострадать или погибнуть люди. Во-вторых, при пожарах на верхних этажах высотных зданий может случиться так, что внутридомовые пути эвакуации окажутся отрезанными, людей придется спасать при помощи высотных спецавтомобилей. Автомобили, припаркованные непосредственно у подъезда, не позволяют технике в полной мере использовать тактические возможности».
Автомобилисты тем временем сетуют на то, что в Калининграде дефицит гаражей. В центральном районе города только 42 гаражных общества с разным количеством боксов — до 1000 и меньше. Средняя стоимость «крыши для машины» — 400 тыс рублей. Эта сумма не каждому по карману. Калининград является одним из самых автомобилизированных городов страны. По данным ГИБДД, сегодня в регионе поставлено на учет 477 тыс 749 легковых автомобилей. Три четверти из них ездят по дорогам областного центра. Как уверяют автодилеры, с каждым месяцем число продаж машин только растет. И это накаляет обстановку с парковочными местами в центре города. Как сообщил радио «Балтик Плюс» начальник отдела организации дорожного движения городской администрации Александр Химич, в центральной части Калининграда сегодня около 2000 парковочных мест. И только половина из них — бесплатные:
«Ну они не парковки как парковки. Это просто места, где не запрещена остановка и стоянка. Я это имею ввиду, говоря о бесплатных парковках. Сколько не хватает? Их всегда не хватает. Оценить на сколько их не хватает невозможно. Просто их всегда не хватает».
Как сказал чиновник, новые парковки в Калининграде в ближайшее время не появятся. Придется ограничиться уже существующими. Тем временем на улицах города становится все больше знаков «Остановка запрещена» с табличками «Работает эвакуатор». Кстати, еще один такой появится на улице Бассейной в первых числах марта. В конце прошлого года услуги эвакуатора в областном центре подорожали. Перемещение легковушки обходится сейчас в 2210 рублей 64 копейки. Владельцу неправильно припаркованного грузовика выпишут счет на 8100 рублей. А прокуратура области в этом году внесла в региональный парламент еще одну инициативу — наказывать деньгами за парковку на газонах и других территориях с зелеными насаждениями. Независимо от того, нанесен при этом им ущерб или нет. Соответствующие поправки в региональный Кодекс об административный правонарушениях сегодня приняты Облдумой сразу в двух чтениях. По словам председателя профильного парламентского комитета Александра Мусевича, штраф за парковку на зеленых зонах составит от 1 до 3 тысяч рублей:
«Эта ситуация вызывает конфликты между жильцами домов и водителями. Раньше дворовые пространства не считались дорогами общего пользования. ГИБДД там не штрафовало. Сейчас это будет административным правонарушением. Проектами домов определены территории, где парковаться нельзя. Это газоны, скверы и так далее. Сейчас этим будет заниматься муниципалитет. Тех людей, которые не понимают, что не нужно газоны разрушать, будут штрафовать».
Калининградские водители говорят, что карательные меры не помогут, только нанесут урон семейному бюджету в пользу регионального. Они бы рады парковаться там, где можно. Но такой возможности всё меньше по мере увеличения количества машин.
Владимир Кайрис, РИА «Балтик Плюс».